БИПОЛЯРНОЕ РАССТРОЙСТВО: КАК ЛЕЧИЛИСЬ БРИТНИ СПИРС, МЕЛ ГИБСОН И ДРУГИЕ
Согласно Всемирной организации здравоохранения, в мире 60 млн человек страдают от биполярного аффективного расстройства (БАР). Хотя менее 10 лет назад эта цифра была в два раза ниже. Эпидемия? Отнюдь. Просто о своих психических проблемах с экранов заговорили популярные артисты — и обратиться к психиатру стало не стыдно… Бритни Спирс, Стивен Фрай, Кэтрин Зета-Джонс, Мэрайя Кери, оскароносные Мел Гибсон и Ричард Дрейфус… Список звездных пациентов постоянно дополняется — одна из самых скрытных болезней человечества XXI века (известная также как маниакально–депрессивный психоз) перестала быть запретной темой для разговора. О ней говорят знаменитости, пишут блогеры, снимают фильмы.
Электрошок для биполярника
С биполярников, действительно, хоть детективы пиши — их жизненные ситуации захватывают и ужасают одновременно. Взять того же Мела Гибсона, который частенько внезапно и без всякого повода может выти из себя, нецензурно выражаться и швыряться тем, что под руку попадет. Долгое время все считали, что это самодурство актера и воздействие алкоголя, пока психиатр не огласил диагноз – БАР.
При этом заболевании у человека чередуются депрессивные и маниакальные фазы. Осенью такие люди чаще впадают в депрессию, весной чаще страдают от мании. В гипомании пациент гиперактивен, может работать 24 часа в сутки, оживлен, является душой общества или его грозой (в зависимости от настроения). Готов скупить весь магазин, несмотря на пустой банковский счет, или, напротив, начинает все лихорадочно продавать, дабы вложить деньги в иллюзорное дело…
Биполярное расстройство достаточно трудно диагностировать — по приблизительным оценкам от него страдает до 7% населения мира. Но этот процент не отображает реальности. Не меньше препятствий к выздоровлению вызывает и само лечение в психиатрических клиниках, где в большинстве случаев назначают лекарства на основе лития и… электрошок (помогает, кстати). Но панацеи от этой хвори, увы, пока не нашли. Пока. Но не стоит отчаиваться: деньги на исследования и разработку лекарства идут как из государственных, так и из частных источников. Заинтересованы все — ведь никто до конца не знает причин этого заболевания и кого оно изберет следующей жертвой.
Стресс спровоцировал безумие у Спирс и Зеты-Джонс
Точнее, причин биполярного расстройства пока выявлено две. Существенную роль в этом играет генетика — это один из двух факторов развития БАР. Однако даже при двух больных родителях ребенок не обязательно наследует склонность к болезни. К сожалению, генетический анализ не помогает понять, как недуг возникает.
Второй причиной называют стресс. Именно он стал роковым для Бритни Спирс в 2007 году, когда после смерти любимой тети певица объявила себя антихристом и побрилась наголо. Поклонники излили на своего кумира немало нелестных слов, тем самым только окончательно разбудив «безумного дракона», дремавшего внутри Спирс. Наслушавшись сплетен, она ворвалась в дом к бывшему мужу Кевину Федерлайну, в результате чего попала под суд и лишилась опеки над детьми.
Впоследствии Спирс пришлось пройти несколько курсов лечения в реабилитационной клинике, при этом суд признал ее недееспособной и отдал под опеку отца. Опека может быть пожизненной, поскольку, несмотря на прекрасную карьеру и миллионные заработки, психическое состояние Бритни по-прежнему нуждается в постоянном контроле. К сожалению, около 40% людей с биполярностью не способны на самостоятельную жизнь и вынуждены жить под опекой, 20% кончают жизнь самоубийством…
Стресс явился причиной болезни и у Кэтрин Зеты-Джонс в 2011 году. За год до этого ее муж Майкл Дуглас заболел раком и, как описывала свое состояние актриса, «когда тебя огорошивают подобными новостями, очевидно, что вся гармония благополучной жизни катится под откос: ты не спишь, переживаешь, волнуешься и расстраиваешься». Кэтрин прожила в таком состоянии год, пока лечили Майкла. И только когда страхи за его здоровье улеглись, близкие обратили внимание, что теперь в срочной госпитализации нуждается уже Зета-Джонс. После курса реабилитации она решила открыто рассказать о своей болезни, чтобы помочь другим людям с подобной проблемой. Главное, как считает актриса, не скрывать проблему, а лечить ее.
Что скрывала Мэрайя Кери
Но многие, увы, по-прежнему выбирают путь молчания. В частности, американская поп-дива Мэрайя Кери 17 лет (!) собиралась с духом, чтобы сказать поклонникам о своем диагнозе. БАР у нее диагностировали еще в 2001-м, но только в апреле нынешнего года она решилась открыто рассказать свою историю борьбы с заболеванием, дав интервью популярному еженедельнику People.
Как оказалось, эта яркая талантливая женщина долгие годы жила в мире отрицания своего состояния, в изоляции и постоянном страхе, пока не обратилась за профессиональной помощью. Откровения Мэрайи интересны еще и тем, что она четко, с медицинской точки зрения, описала свои симптомы и ощущения на раннем этапе заболевания.
«На протяжении очень долгого времени у меня были проблемы со сном. Но это была не совсем обычная бессонница — я не лежала в своей постели, считая овец. Я просто все время работала, работала и работала. Я была раздражительной и испытывала страх оттого, что подведу других людей. Оказалось, что это была мания. Думаю, мои депрессивные эпизоды объяснялись очень низким уровнем энергии. Мне было слишком одиноко и грустно. Я чувствовала себя виноватой за то, что недостаточно делаю для своей карьеры», — призналась Кери.
Советы актера Стивена Фрая
И все же лучше всех разобрался в особенностях своей болезни британский актер и писатель Стивен Фрай. Ему поставили диагноз БАР в 37 лет, но первые симптомы он почувствовал еще в 14 лет. Он четко помнит свое состояние: жизнь — словно в непрерывной эйфории, постоянные скандалы дома, с ним никто не мог справиться. Подростка даже отвели к психиатру, но врач не смог правильно определить диагноз и высказывал разные предположения: подростковая депрессия, легкое депрессивное состояние, ничего серьезного, крайняя инфантильность. О биполярном расстройстве речь не шла…
С годами у Фрая ситуация ухудшилась, его стали терзать глубочайшие депрессии, он совершил несколько попыток самоубийства, пока вновь не решился обратиться к психиатру. Правильно поставленный диагноз выявил, наконец, причину экстремальных проявлений чувств и поведения актера.
Фрай отказался от стандартного лекарства на основе лития, полагая, что его побочное действие может лишить его чувств. Он вывел для себя личную формулу жизни с БАР: если болезнь невозможно излечить, то можно изменить отношение к своему недугу. Актер контролирует себя сам, поскольку уже научился предугадывать смены периодов депрессии и подъема настроения. И когда приближается стадия безумной депрессии, то он начинает творить, считая, что это лучшая терапия этой болезни.